15 июня Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект №5153 о добровольном одноразовом декларировании активов физических лиц.

Документ был разработан и подан в парламент по инициативе президента Владимира Зеленского. Согласно закону, добровольная декларация активов и имущества, с которых не были уплачены налоги, пройдет в период с 1 сентября 2021 по 1 сентября 2022 года.

Как будет работать украинская версия «налоговой амнистии»?

Детали – в разборе LIGA.net.

Что такое налоговая амнистия и зачем она нужна

Амнистия капиталов была одним из приоритетов налоговой политики, объявленной командой Зеленского после его избрания президентом.

Концепцию реформы презентовали в июне 2020 года. Тогда же украинские законодатели (Офис президента, финкомитет Рады, правительство) согласовали параметры с МВФ, договорившись провести кампанию по добровольному декларированию с июля 2021 года по июль 2022 года.

С этим возникли сложности: законопроект, в том числе из-за споров вокруг содержания, во втором чтении приняли только 15 июня. Поэтому начало сместили на сентябрь.

Суть налоговой амнистии простая: государство дает гражданам возможность «отбелить» активы и имущество, приобретенные без уплаты налогов. Мотивация простая: легализация обойдется дешевле, чем при обычном налогообложении.

Если в обычных условиях налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет 18%, то сейчас государство предлагает уплатить от 2,5 до 9% от ранее незадекларированной суммы.

В теории, добровольное декларирование крайне выгодно для госбюджета. Ранее экс-глава Налоговой службы, действующий первый вице-премьер-министр Алексей Любченко оценивал потери от схем по уклонению от уплаты налогов, которые составляют $7,7 млрд в год.

Второй мотив для амнистии – внедрение в Украине международного плана противодействия уклонению от налогообложения (BEPS) и системы автоматического обмена налоговой информацией (FATCA) – это должно затруднить вывод денег в оффшоры и другие подобные схемы.

Кто и как подпадает под амнистию капиталов. Ключевые условия

Как будет устроена декларационная кампания?

Закон предполагает, что желающие открыть свои активы внесут в госбюджет одноразовый обязательный платеж. Сумму нужно рассчитать самому – исходя из стоимости имущества (к декларации нужно приложить документ, подтверждающий цену/объемы актива).

Для разных типов активов действуют разные ставки:

2,5% – для средств, инвестированных в облигации внутреннего госзайма (по сути – кредиты физлиц правительству). Это касается только облигаций, приобретенных с 1 сентября 2021-го по 31 августа 2022-го. Есть опция разделения платежей на три года, но тогда ставка повышается до 3%.

5% – для валюты в украинских банках (при «рассрочке» ставка 6%).

9% – валюта в иностранных банках («рассрочка» – 11,5%).

Важное условие – декларированию подлежат активы стоимостью от 400 000 грн (порядка $15 000), ограничение в случае с недвижимостью: от 120 кв.м. для квартир и 240 кв.м – для домов.

Подать декларацию не могут:

— несовершеннолетние (на 1 сентября 2021), а также недееспособные (или лица с ограниченной дееспособностью), и граждане, над которыми установлена ​​опека/попечительство;

— граждане, которые начиная с 1 января 2010 года, выполняют или выполняли в Украине публичные функции. В широком понимании – чиновники и госслужащие (в т.ч. силовики, депутаты, президенты). Более подробно это описано в законе «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

— лица, которые находятся под санкциями.

Что с ней не так с законом

Все ли нормально с украинской версией налоговой амнистии?

«В законе в итоге оставили все «гадости», о которых предупреждало экспертное сообщество», – говорит член Экономической экспертной платформы Олег Гетман.

О чем речь? После принятия законопроекта в первом чтении аналитики ЭЭП выделяли следующие недостатки:

Амнистия не дает иммунитета. «Ничего не мешает СБУ или Нацполиции начать расследование, например по ст. 209 УК Украины (легализация и отмывание доходов, полученных преступным путем. — Ред.), – отмечает Гетман. – Это риски дополнительного преследования для тех, кто все же решит сейчас подать декларацию».

Риски утечки информации. Ко второму чтению депутаты прописали в законе, что данные декларантов предназначены только для налоговых органов. Но никакой ответственности за разглашение информации в документе нет. Это также создает риски того, что декларации послужат поводом для расследований со стороны правоохранителей.

Порог стоимости нужно увеличить. В ЭЭП предлагали повысить его с 400 000 до 2 млн грн. «Низкое пороговое значение приведет к тому, что под налоговый контроль будут подпадать граждане со средними доходами. Второе – большое количество декларантов и объектов декларирования (почти любая квартира в городе-миллионнике стоит более $15 000) налоговой будет физически сложно качественно обрабатывать такой поток», – отмечали эксперты.

— Дискриманационные ставки. Для всех активов должна применяться одинаковая базовая ставка – 5%, полагают в ЭЭП.

— Убрали «анонимное декларирование». В начальной редакции закона была норма, позволяющая декларировать имущество через адвокатов и других посредников. В финальной версии ее нет, отмечает Гетман.

— Базис для «налогового террора». Проект №5153 обязывает Кабмин в течение девяти месяцев внести законопроект об усилении контроля над полнотой налогообложения доходов физических лиц.

«Речь идет о тотальном контроле доходов и расходов граждан. Вся информация подобного рода будет стекаться в налоговую, которая по своему усмотрению сможет начинать расследования относительно любого гражданина, – отмечает Гетман из ЭЭП. – Это создает риски террора. Особенно, если учесть коррумпированность госсутрктур, в том числе налоговую, и наши безумные суды».

— Украинцам ничего не объяснили. Кабмину стоило бы к началу декларационного периода провести разъяснительную работу среди граждан, говорят в ЭЭП. Этого не было.

Шансы на успех

Стоит ли ожидать массового участия украинцев в налоговой амнистии?

Инициатива не затронет обычных граждан, считает Гетман из ЭЭП. 

«Легализация активов может заинтересовать скорее тех, кто хочет инвестировать в развитые страны, полагает исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. Открывать счета и двигать капиталы анонимно в Европе очень сложно – нужно проходить финмониторинг, для этого необходима полная информация об активах и происхождении средств.

«Законопроект о контроле над полнотой налогообложения – это такой кнут, который должен мотивировать граждан участвовать в кампании уже сейчас, – говорит Вышлинский. – Но, во-первых, у тех, кто делает крупные покупки за счет «скрытых» денег, и сейчас есть риск попасть в поле зрения налоговой. Во-вторых, закон еще нужно принять: полагаю, многие депутаты сами не заинтересованы в таких изменениях».

Поможет ли добровольное декларирование госбюджету и экономике?

Амнистия способна вывести из тени активы на сумму около $20 млрд, прогнозировал глава финансово-налогового комитета Рады Даниил Гетманцев.

В МВФ скептически относятся к этой идее. В долгосрочной перспективе это приводит к сокращению налоговых сборов, заявлял глава представительства Фонда в Украине Йоста Люнгман.

«Налоговые амнистии часто вредят сбору налогов, – говорил Люнгман. – Они демотивируют граждан платить налоги, создавая надежду на еще одну амнистию в будущем».

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

You may also like